Суббота , 25 сентября 2021
Главная / Образование / Школа / Не только чтение и письмо. Как развивать ребенка с дислексией

Не только чтение и письмо. Как развивать ребенка с дислексией

У ребенка дислексия – значит, чтение и письмо будут даваться ему с трудом. Но учиться языку, литературе можно и в устной форме! А есть еще музыка, рисование, другие виды творчества. Как помочь ребенку с дислексией занять свое место в жизни: экспертное мнение и личный опыт.

Дислексия в той или иной степени встречается у 10% населения Земли. Между тем, в нашей стране об этой проблеме наслышаны лишь 17% населения. Это выявил всероссийский опрос, проведенный по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией.

Что такое дислексия

Дислексия — не болезнь, такой диагноз не зарегистрирован в Международной классификации болезней (МКБ-10). Это нейробиологическая особенность — специфика восприятия информации, из-за которой ребенку сложно учиться чтению и письму.

Научными терминами говоря, это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами. При этом интеллект ребенка с дислексией не нарушен. Более того, зачастую такие дети одарены в других сферах, умеют мыслить нестандартно, творчески. История знает множество успешных людей с дислексией: Альберт Эйнштейн, Генри Форд, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Том Круз.

Иногда дислексию упрощенно описывают как нарушение связей между правым и левым полушариями мозга. У такого предположения есть интересное историческое доказательство. В сборнике научных статей «PROчтение. Дислексия в XXI веке» упоминается следующий факт: легендарный Сергей Эйзенштейн при жизни часто жаловался, что буквы плывут перед его глазами. О дислексии тогда не слышали. Но в посмертном заключении патологоанатомов говорилось о том, что правое полушарие мозга великого кинорежиссера намного превосходило по величине и количеству извилин левое.

Как заподозрить дислексию у ребенка

Причина дислексии до конца не определена. Некоторые исследователи считают, что она связана с наследственностью и особым строением головного мозга, другие говорят об особенностях расположения светочувствительных клеток в глазах. Кстати, сам термин «дислексия» впервые ввел в обиход немецкий офтальмолог Рудольф Берлин. Он описал проблему как «словесную слепоту».

В основе дислексии обычно лежат определенные особенности развития, связанные со спецификой обработки информации. У ребенка, в частности, возникает проблема фонологического декодирования (нарушение фонематического слуха). Так обозначают способность выделять отдельные звуки из слова.

Еще до визита к логопеду родители могут замечать, что ребенок путает похожие по звучанию слова: «ногти» и «локти», «буковки» и «пуговки» и т.д. Специалист проверяет фонематический слух с помощью специальных тестов. Например, может предложить ребенку сказать слово «карточка» без звука «к» или заменить в имени Юля звук «я» на букву «а». Если у ребенка возникли трудности, это уже сигнал о неблагополучии, и нужна помощь специалиста.


Какие признаки дислексии могут заметить родители

Обычно трудности в развитии навыков чтения и письма начинают проявляться в школе, но на некоторые признаки можно обратить внимание и раньше, в дошкольном возрасте. Насторожить родителей должны следующие моменты:

  • Ребенок плохо ориентируется в понятиях «право – лево»;
  • При письме путает похожие буквы;
  • Имеет проблемы с развитием мелкой моторики: не умеет завязывать шнурки, пользоваться ножницами.

Как помочь ребенку с дислексией хорошо учиться: 3 лайфхака

Аудиокниги. Если ребенок с дислексией читает с трудом и не слишком любит сам процесс, то прослушивание аудиокниг часто вызывает интерес. При этом подобные занятия помогают расширять словарный запас и повышают «наслушанность». Такой ребенок не просто знает много слов, но и гораздо быстрее учится расшифровывать новые слова даже с учетом возникающих трудностей.

Музыка. Среди личностных особенностей детей с дислексией специалисты часто отмечают эстетическую направленность и творческую одаренность. Их способность к мышлению образами является настоящей ценностью в мире искусства и в значительной степени способствует успеху на этом поприще, компенсируя некоторые «провалы» в традиционном школьном образовании.

При этом занятия музыкой не просто «подсвечивают» сильные стороны ребенка, но и способствуют развитию фонематического слуха. Ряд исследований подтвердил, что обработка речи и музыки происходит в одних и тех же областях мозга. Эти участки отвечают за механику речи, поиски соответствия между звуками, символами и их сложными сочетаниями. Развитие слуха и чувства ритма во время музицирования позволяет лучше справиться с этими задачами.

Рисунки. Продолжая тему творческой одаренности у дислексиков, можно рекомендовать при подготовке домашних заданий брать в руки карандаши, фломастеры, мелки. Пока ребенок рисует или мастерит – создает некие образы, связанные с предметом изучения — он лучше понимает и запоминает материал.

Проходите по истории тему создания первой флотилии Петром Великим? Ребенок с дислексией может несколько раз, прилагая невероятные усилия, прочитать главу из учебника и… Не запомнить ни единого факта. Но стоит ему взять в руки карандаш и изобразить творения Петра I графически, как информация приобретет вполне осязаемый смысл.

Ребенок с дислексией и иностранные языки

— О том, что нашему ребенку чтение дается сложнее, чем могло бы быть, мы поняли, когда он был в возрасте 5-6 лет, – рассказывает многодетный отец и основатель онлайн-школы английского языка Novakid Максим Азаров. – Я считаю, что очень важно в этой ситуации не сформировать у ребенка комплекс неполноценности. Он не должен считать, что он болен, с ним что-то не так.

Для ребенка значимо не пасовать перед одноклассниками. Поэтому родителям необходимо продумать, как компенсировать недостающие базовые навыки — другими, возможно, более продвинутыми.

Дислексики часто одарены творчески, и эти грани их таланта можно и нужно развивать. В нашем случае палочкой-выручалочкой стало то, что мы растим детей билингвами. Знание иностранного языка как родного позволило сыну проявить себя в среде одноклассников.

При этом, поскольку обучение проходило практически с рождения, «на слух», проблем не возникало. Это может говорить о том, что беспереводная коммуникативная методика с носителями языка для детей, в том числе с когнитивными особенностями, предпочтительна. Мимика, жесты, картинки помогут понять друг друга. В то время как попытки читать незнакомые слова в печатном или электронном виде вызовут лишь головную боль. Такой «непереводной» английский лучше всего откладывается «на подкорке».

Это не дислексия, если…

Министерство просвещения указывает, что каждый пятый ребенок в 1-м классе сталкивается с трудностями в обучении, из них около 80% — в чтении. Означает ли это, что у него дислексия? Вовсе нет.

Например, даже привычка зеркалить буквы в случае с первоклассником может говорить лишь о незрелости пространственного мышления. Но если ребенок продолжает зеркалить буквы во втором и даже в третьем классе, это уже может быть признаком дислексии или дисграфии (часто оба эти расстройства сочетаются).

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Как не забыть за лето математику

В эти математические игры можно играть с детьми в дороге, на даче, на пляже — …