Ты меня не заставишь!

Эта проблема возникает и у родителей первоклассников, и у родителей подростков. Рано или поздно им придется смириться с тем, что домашние задания — это ответственность ребенка. Как действительно поверить в это и пройти путь к школьной самостоятельности побыстрее?

Дочь с грустным видом подошла к машине. Она веселая девочка и всегда вприпрыжку выбегает из школы, даже если рюкзак почти неподъемный. Я сразу спросила, что случилось.

«Красный крестик, мама! — воскликнула она. — Вот что случилось! Красные крестики! Целых три!»

Она достала из портфеля скомканный лист бумаги и резкими движениями расправила его. По ее щекам катились слезы. Она протянула мне листок с тестом по математике и показала один крестик, затем еще один, внизу страницы, и еще один. От слез крестики слегка расплылись, словно это были капельки крови.

«Красный крестик! — повторила моя дочь. — Почему нельзя просто обвести все правильные ответы? И я сразу пойму: все, что не обведено кружком, — неправильно! Зачем эти красные крестики?»

Как было бы здорово, если бы я могла избавить своего ребенка от обиды из-за «крестиков» с помощью одной фразы, ласкового слова, звонка учителю или разбора подробностей происшествия. Моей дочурке-хохотушке поставили «крестик»!

К счастью для нас обеих, она не первый мой ребенок, и за годы материнства я повидала достаточно трудностей, чтобы понять: это ее знакомство с «крестиками». Не мое. Как же сложно осознать, что единственное, чем я могу помочь ей, — быть рядом, разделить ее боль, выразить сочувствие и позволить ей выплакаться в машине.

Поэтому я выслушала свою дочь, обняла ее, включила веселую песню, а когда мы вернулись домой, я обвела кружочками все правильные ответы и нарисовала несколько сердечек на ее экзаменационном листке.

Она уже работала над следующим заданием, как всегда, жизнерадостная. Я подошла к ней и сказала: «Я доверяю тебе. Я люблю твои “крестики”, потому что они делают тебя сильнее. Я люблю тебя, потому что ты веселая и умная девочка и умеешь преодолевать трудности». Она улыбнулась и принялась за уроки.

Передать ответственность

Представьте себе жизнь родителей в мире без домашних заданий. В этом мире не нужно готовиться к экзаменам, делать поделки, учить стихотворения. В этом мире мы не занимаемся тайм-менеджментом и не приучаем детей к ответственности, как того требует школа.

В этом мире мы интересуемся только тем, что наши дети узнали сегодня на уроке истории, обсуждаем пройденную тему, спрашиваем, какую букву они научились писать, или смеемся над французским словом, которое рифмуется со словом «абажур».

В этом воображаемом мире вся сила давления, которое мы могли бы оказывать на детей, и жар споров по поводу уроков направлены на поощрение детей и восхищение ими: мы радуемся, когда смотрим на написанное красивым почерком предложение, когда наши дети помнят про свои домашние задания (противоположная ситуация: «Тебе задано домашнее задание? Уверен, что нет? Дай-ка я проверю!»), радуемся, когда они проявляют инициативу или обращаются к нам за помощью, если что-то вызывает затруднение (противоположная ситуация: «В субботу мы разберем квадратные корни — ты совершенно не понял эту тему!»).

Поймите простую вещь: дети не могут принять ответственность на себя, поскольку мы постоянно им доказываем, что на самом деле ответственное лицо — это мы. Мы бесконечно напоминаем детям про уроки, садимся рядом и контролируем, проверяем домашние задания, лимитируем время на развлечения и ставим детей в зависимость от домашних заданий, ругаем за невнимательность и требуем стопроцентного выполнения домашнего задания. Их задания!

Но зачем? Ведь истинная цель — объяснить детям, что это их задание и они должны тратить свои силы, прилагать старания. Если мы, родители, вкладываем свой труд и берем на себя ответственность, чему же мы учим наших детей?


Поверить: он справится

Представьте, что вы учите своего ребенка кататься на велосипеде, и всякий раз, когда малыш теряет равновесие, вы тут же подхватываете его, не позволяя ножкам ребенка коснуться земли, — вы просто возвращаете его в исходное положение и снова толкаете вперед.

Если малыш не чувствует движений собственного тела, не осознает сложности задачи — поскольку вы держите руль, удерживаете равновесие и сохраняете устойчивый темп, — научится ли он передвигаться без вашей помощи?

Для полноты картины вообразите, что если малыш падает — а он обязательно будет падать, ведь это неизбежно происходит, когда человек осваивает какой-либо жизненный навык самостоятельно, — вы давите на психику ребенка, угрожаете, кричите на него: «Да что с тобой? Разве так ездят на велосипеде?!» Сможет ли после этого ребенок сохранить уверенность в себе, будет ли дорожить вашими отношениями, научится ли принимать на себя ответственность?

Если мы хотим, чтобы ребенок научился брать на себя ответственность, прежде всего мы должны сами поверить в его способность сделать это. Однако каждый раз, когда мы достаем из портфеля домашнее задание, протягиваем ему карандаш и указываем путь, мы убеждаем ребенка в обратном.

Радоваться и хвалить

Наберитесь мужества и поверьте в своего ребенка. На первых порах достаточно, если ребенок сам вспомнит про домашнее задание и без принуждения сядет за уроки.

Мы будем приятно удивлены и похвалим его: «Ты сам вспомнил про домашнее задание, ты становишься ответственным».

Когда ребенок возьмет учебник и откроет его на нужной странице, мы снова должны выразить свое восхищение. И когда он вытащит из пенала карандаш, мы тоже проявим восторг.

Когда ребенок садится и без посторонней помощи выполняет домашнее задание, а вы можете заняться чем-то еще, обязательно скажите ему, что цените его самостоятельность.

Допустим, ребенок говорит вам, что приступит к урокам не сейчас, а немного позже; если некоторое время спустя вы напоминаете ему про уроки, и он без лишних слов садится за работу, порадуйтесь за него и объясните ему, что человек, который держит свое обещание и садится за уроки, даже если не очень хочется их делать, непременно достигнет успеха.

Некоторые дети не выполняют домашних заданий, и им всегда все сходит с рук: учитель не проверил, ребенок успел сделать все в последнюю минуту или еще как-то выкрутился. Вас это не касается.

Важно другое: когда ребенок однажды попадется на невыполнении домашнего задания, придет к вам и откровенно расскажет обо всем, ни в коем случае не ругайте его. Цена, которую ребенок заплатит за свою нерадивость, не должна становиться частью ваших отношений, — эту цену ему придется заплатить во внешнем мире, в школе.


Качества, нужные для учебы: они у него точно есть!

Каждый ребенок мечтает хорошо учиться, точно так же, как каждый ребенок мечтает победить, когда играет в какую-либо игру. Просто дети еще не до конца понимают, что именно от них требуется для достижения хорошего результата.

Универсального рецепта, как быть лучшим учеником, нет. У любого ребенка есть и сильные стороны, которые он может использовать, и слабые места, где необходимо поднапрячься. Но если мы лишаем ребенка возможности управлять своей жизнью, сможет ли он осознать, что конкретно от него требуется?

Со временем все дети учатся читать и писать. Гораздо сложнее воспитать ребенка, который знает, что он умница, не сдается, даже если ему тяжело, надеется на лучшее, принимает на себя ответственность, доволен своими успехами, может обратиться за помощью, но сохраняет и уверенность в себе.

Для этого постарайтесь снизить напряженность в отношении уроков, собирайте рюкзак не за ребенка, а вместе с ним, ищите в характере ребенка качества, которыми должен обладать прилежный ученик: любознательность, способность преодолевать трудности, ответственность, готовность отложить получение вознаграждения на некоторый срок, здравомыслие, креативность, умение концентрироваться на задаче.

А теперь засучите рукава, возьмите фонарик и начинайте поиски этих качеств — не сомневайтесь, вы обязательно их обнаружите: некоторые находятся на поверхности, некоторые спрятаны за семью замками, а некоторых практически и нет.

Отныне каждый день, каждый раз, когда вы будете замечать даже малейший намек на проявление любого из этих качеств, говорите ребенку, что он ответственный (в течение трех секунд присматривал за сестренкой), целеустремленный (заново построил разрушенный домик из лего), сообразительный, любознательный и внимательный (разгадывал с вами кроссворд, из тридцати слов знал только одно, но старался изо всех сил).

Ты меня не заставишь!

Первое, что мы делаем, если теряем контроль над детьми, — пытаемся восстановить статус-кво. Мы предлагаем награду, угрожаем наказанием, ворчим или сердимся, однако если мы хотим, чтобы дети осознанно взяли на себя выполнение какой-либо задачи, прибегать к подобным мерам ни в коем случае не стоит.

С маленькими детьми такой трюк может сработать, но в подростковом возрасте ребенок скорее всего заявит вам: «Я не буду делать уроки, и все! И ты меня не заставишь!»

Не забывайте: в подростковом возрасте меняются их жизненные ориентиры. Дети сталкиваются с различными социальными взаимоотношениями, у них формируется представление о себе, в самые неожиданные моменты перед подростками встают довольно-таки сложные вопросы: «Кто я? Как я выгляжу? Как ко мне относятся другие дети? Я такой же, как все? Или я особенный?»

Все это совпадает с началом наиболее трудного и ответственного этапа школьной жизни: здесь и предметы, которые, как кажется нашим детям, абсолютно не пригодятся им в будущем, и учителя, которые не понимают их, но, прежде всего, ваше разочарование, психологическое давление и нападки.

Мы называем их нарциссами, упрекаем в эгоцентризме, и, по сути, мы отчасти правы. Только сосредоточившись на себе, дети смогут понять, каково их место в этом новом для них подростковом формате.

Мы можем дать только поддержку

Именно в подростковом возрасте становится очевидно: если ребенок не хочет учиться, заставить его невозможно. Вынуждая ребенка страдать, мы рискуем разрушить ту единственную систему безопасности, которая работает применительно к подросткам, — наши с ним крепкие взаимоотношения.

На этом этапе нам придется осознать: все, что мы можем сделать, — предложить свою помощь, оплатить занятия с репетитором, если ребенок выразит желание, или просто напомнить о приближающихся экзаменах. Но учеба и экзамены — это ответственность самого ребенка.

И если говорить ребенку о тех качествах, которыми он действительно обладает, а не о том, чего ему недостает, — пусть даже эти качества никак не связаны со школой, а касаются других сторон его жизни, — он справится с учебой без особых проблем.

В нашем распоряжении единственный — и самый простой из всех возможных — инструмент, способный облегчить путь детей: наша поддержка. Если вы недовольны, когда ребенок приносит тройку с минусом после того, как на предыдущем экзамене получил двойку, как ему мотивировать себя? Но когда ребенок знает, что он умница, даже если он не лучше всех, что он добросовестный, даже если забывает иногда сделать домашнее задание, и что он хорошо учится, только не потому, что получил пятерку с плюсом, а потому, что до конца выполнил эти ненавистные уроки, тогда он настроен на успех и не сломается, даже если его постигнет неудача.

Источник: 7ya.ru

Смотрите также

Где же у него кнопка?

Когда у кого-то что-то получается удивительно легко, просто и быстро, как будто само по себе, …